Методологические принципы создания и реализации ландшафтного проекта
3 користувачів
Все о деревьях , кустарниках и цветах :: Ландшафтный дизайн и озеленение :: Интересные статьи,новости, события
Сторінка 1 з 1
Методологические принципы создания и реализации ландшафтного проекта
Жиль Клеман: Методологические принципы создания и реализации проекта
19 ноября 2013 года
Осенью 2013 года, по приглашению Учебного Центра «Эко-образование», Москву посетил Жиль Клеман - знаменитый французский ландшафтный архитектор, прославившийся созданием огромного количества экологичных, природных садов как у себя на родине, так и далеко за ее пределами. Одна из лекций, прочитанных мэтром в рамках его двухдневного мастер-класса, касалась методологических принципов создания и реализации проекта. Французский опыт вызвал большой интерес у российских специалистов, довольно активное обсуждение и множество вопросов. Предлагаем и вам ознакомиться с 11-ю ключевыми принципами создания сада по Жилю Клеману.
[Ви повинні бути зареєстровані та підключені , щоб побачити посилання]
1. Погружение в среду
Погружение должно происходить естественным образом, без привлечения существующей объективной информации о месте. На этой, первой фазе, не так важны экономические, технические, экологические и исторические факторы. Они не теряют своей актуальности, но будут вовлечены позднее, на других фазах. Погружение - это исследование того места, которое вы пока знаете не очень хорошо, и, на базе которого вам предстоит разрабатывать свой проект.
Допустим, вы хотите посетить новую страну, и при этом вооружаетесь целым арсеналом книг, где про нее уже подробно всё написано. В этом случае, вы получите опосредованную информацию, основанную только на том, что вы смогли вычитать. Но ведь нужно, чтобы у вас появились свои собственные идеи. Для этого необходима эмоциональная встряска, личные ощущения! При этом важно избежать какого-либо влияния со стороны, будь то влияние историка, политика, экономиста или даже влияние возможностей программного обеспечения, если вы берете с собой электронные средства. Важно, чтобы эта форма представления своих ощущений была сделана вручную, без помощи технических средств, потому что, прибегая к ним, вы оказываетесь у них в плену.
На всех подпунктах стадии концептуализации мы работаем от руки. Хотя бы потому, что так быстрее, и мы не ограничены возможностями компьютерных программ, к которым мы прибегаем уже после того, как родилась и сформировалась сама концепция. Поэтому, этот первый методологический пункт предполагает максимальную свободу.
2. Мечта, замысел
К этому пункту вы сможете перейти только после того, как испытаете всю палитру ощущений и составите собственное представление о месте. Именно так называемая Мечта приведет вас к конкретной разработке вашего проекта. Мечта в данном случае - утопическое представление того, что могло бы быть сделано на исследованной территории. Мечтать важно, это придает идее неповторимость, а ведь именно этого ждут от вас потенциальные заказчики! Им нужны идеи, которые не пришли в голову им самим, и которые они не смогли найти в других источниках. Идеи, не являющиеся результатом каких-то исследований, а исходящие непосредственно от вас. Таким образом, вы сами себя подвергаете утопическому мышлению и уже затем переходите к представлению своих идей.
3. Способ представления идеи
Безусловно, слова должны быть подкреплены какими-то изображениями – они могут быть выполнены с помощью совершенно разных материалов и техник, будь то акварель, карандаш и даже фотографии, может быть не самой местности, а похожих на нее ландшафтов. Главное, чтобы в представленных изображениях была осмысленность. А для этого вы можете использовать любые возможности, - даже добавить какой-то звуковой элемент или движение, танцевальное па, которое передает ваше ощущение. Главное, чтобы форма представления идеи подкрепляла ваше описание.
Эти три начальных этапа работы не самые легкие, скорее напротив. Непросто прийти в какое-то место, не будучи отягощенными какими либо предрассудками или сформированными заранее идеями. Выдвинуть какой-то идеальный, пусть утопичный проект для данной территории, а также передать ваш замысел другим.
4. Учет различных затруднений, которые представляет собой территория
Это могут быть экологические, рельефные и разные другие условия местности. На этой стадии вы осознаете, что из предложенных вами идей действительно удастся реализовать, а что нет. Таким образом, вы переходите к необходимой модификации вашей концепции. И этот этап вашей работы тесно связан со следующим.
5. Техническое оформление
Речь идет о необходимых расчетах. Именно на этой стадии возникает понимание, насколько по средствам заказчику тот или иной проект. Безусловно, для него всегда всё получается «чересчур дорого» - зная это, иногда можно немного завысить затратную часть в расчетах, чтобы затем была возможность сократить... Но заказчик обязательно захочет урезать еще и еще. Вам придется либо сокращать расходы на проект, сохранив лишь его идентичность и самобытность, либо целиком урезать стоимость всего проекта, что сконцентрироваться на какой-то его части. Самое главное - ни в коем случае не отказываться от идеи полностью, потому что она – самое важное звено вашей работы.
6. Создание сметы
Этот пункт очень важен, хотя мне он доставляет меньше всего удовольствия. Создание сметы предполагает проведение консультаций с различными организациями, предприятиями.
7. Выбор реализаторов проекта
Здесь мы начинаем выбирать те организации, с которыми будем в дальнейшем сотрудничать. Мы выносим наши идеи на широкое рассмотрение, организуем тендер и приглашаем всех к участию. На этой стадии всегда возникают сложности - всё завит от некоторых политических моментов. Например, когда планировался парк Андре Ситроена в Париже, я отдал свой голос в пользу определенной компании – реализатора проекта, это было мое полное право, которым я воспользовался. Эта компания не числилась в списке самых дешевых, исходя из стоимости услуг, однако имела определенный вес. И по тем требованиям, которые нами были представлены, эта компания предлагала высокое качество услуг. Однако, власти Парижа отказали мне в сотрудничестве с этой компанией и выбрали совершенно другую, качество услуг которой оставляло желать лучшего. Я пытался защитить свою позицию, но это не помогло. В то время я был наивен и не знал, что эта посредственная компания имела определенную связь с мэрией Парижа и была у них на хорошем счету. Безусловно, подобные нюансы в работе, когда не каждое слово проектировщика воспринимается объективно, создает дополнительные трудности в работе.
8. Осуществление работ
Бывает, что в процессе осуществления работ, мы приходим к выводу о необходимости внесения некоторых изменений, от которых проект мог бы выглядеть лучше. И в таком случае мы должны добиться того, чтобы заказчик согласился с данными изменениями и принял их. Это тоже непросто, если только вы не находитесь… в Японии. В этой стране идеолог проекта является его непосредственным реализатором, ему не препятствуют, позволяют прийти на место, расположить элементы дизайна по собственному усмотрению. Бюрократическая система Франции предполагает для подобного действия, которое в Японии производится свободно и быстро, 3-месячный срок - нужно писать бумаги в соответствующие инстанции, получать разрешение сильных мира сего и т.д. Поэтому, если во Франции мы хотим что-то поменять, сдвинуть с места, то стараемся делать это втихую. Судя по аплодисментам, вы понимаете, о чем я говорю.
9. Сдача объекта
Это уже не настолько важный пункт, как все вышеперечисленные, но существуют некоторые тонкости. Например, когда принимают дом, это подразумевает, что он полностью завершен, а когда принимают парк - это лишь начало. Мы должны просить изменение статуса, а также изменение в размерах гонораров, которые на данном этапе соответствуют гонорарам обычных архитекторов. Потому что у нас гонорары рассчитываются в процентном соотношении от общей стоимости работ на момент сдачи объекта. Но если мы экономно подходим к обустройству территории, и тратим мало, получается, что и прибыль будет невелика. Поэтому, ландшафтный архитектор должен получать не только процент от затрат на обустройство территории, но и за то качество проекта, которое в дальнейшем будет достигнуто. Кроме того, ландшафтному архитектору необходимо достаточное количество средств, для того, чтобы в дальнейшем следить за своим объектом и вносить необходимые коррективы. Как минимум, на протяжении 5 лет. Поэтому, статус должен быть изменен, но сегодня это не так. В России статут архитектора приравнивается к статусу ландшафтного архитектора? Нет? Ну что ж, значит мы в одной лодке.
Последние два пункта, касающиеся методологии проекта, следуют после его сдачи, и подразумевают дальнейшую работу по уходу за территорией.
10. Выбор подрядчика
Это выяснение, кто конкретно будет приходить и производить работы по уходу за объектом. Конечно, желательно чтобы этот человек или организация имели непосредственное отношение к данной территории. Худший вариант – предприятие, привлеченное со стороны, люди, которые просто приходят на время, чтобы выполнить какую-то работу. По моему мнению, те, кто привязан к местности, действительно проникается к ней чувствами и занимаются всеми работами осознанно и от души. Те, кого нанимают со стороны, ограничены во времени, они приходят с грубой техникой, чтобы ускорить процесс, часто используют токсичные химические препараты. Их можно сравнить с уборщиками в супермаркетах - их задача, чтобы все выглядело хорошо, а какими средствами это достигается - вопрос второй. Но опрятность и создание экологичных садов - совершенно разные вещи.
11. Трансформация пространства в долговременной перспективе
Перспектива может со временем поменяться, равновесие между освещенными и тенистыми участками тоже, но при этом концепция остается прежней. И если вдруг случается так, что текущие изменения, по истечении определенного промежутка времени, рискуют сдвинуть концепцию с ее основы, наступает время вмешаться в этот процесс...
Итак, на примере приведенных 11 пунктов вы видите, что первым трем пунктам можно посвятить достаточно небольшой промежуток времени, обычно несколько дней. Следующие пункты, до 9 - долгая перспектива и начиная с 9 - бесконечность, над этим можно работать постоянно...
Источник: [Ви повинні бути зареєстровані та підключені , щоб побачити посилання]
Фотографии предоставлены Жилем Клеманом и Мэтью Гонтье
19 ноября 2013 года
Осенью 2013 года, по приглашению Учебного Центра «Эко-образование», Москву посетил Жиль Клеман - знаменитый французский ландшафтный архитектор, прославившийся созданием огромного количества экологичных, природных садов как у себя на родине, так и далеко за ее пределами. Одна из лекций, прочитанных мэтром в рамках его двухдневного мастер-класса, касалась методологических принципов создания и реализации проекта. Французский опыт вызвал большой интерес у российских специалистов, довольно активное обсуждение и множество вопросов. Предлагаем и вам ознакомиться с 11-ю ключевыми принципами создания сада по Жилю Клеману.
[Ви повинні бути зареєстровані та підключені , щоб побачити посилання]
1. Погружение в среду
Погружение должно происходить естественным образом, без привлечения существующей объективной информации о месте. На этой, первой фазе, не так важны экономические, технические, экологические и исторические факторы. Они не теряют своей актуальности, но будут вовлечены позднее, на других фазах. Погружение - это исследование того места, которое вы пока знаете не очень хорошо, и, на базе которого вам предстоит разрабатывать свой проект.
Допустим, вы хотите посетить новую страну, и при этом вооружаетесь целым арсеналом книг, где про нее уже подробно всё написано. В этом случае, вы получите опосредованную информацию, основанную только на том, что вы смогли вычитать. Но ведь нужно, чтобы у вас появились свои собственные идеи. Для этого необходима эмоциональная встряска, личные ощущения! При этом важно избежать какого-либо влияния со стороны, будь то влияние историка, политика, экономиста или даже влияние возможностей программного обеспечения, если вы берете с собой электронные средства. Важно, чтобы эта форма представления своих ощущений была сделана вручную, без помощи технических средств, потому что, прибегая к ним, вы оказываетесь у них в плену.
На всех подпунктах стадии концептуализации мы работаем от руки. Хотя бы потому, что так быстрее, и мы не ограничены возможностями компьютерных программ, к которым мы прибегаем уже после того, как родилась и сформировалась сама концепция. Поэтому, этот первый методологический пункт предполагает максимальную свободу.
2. Мечта, замысел
К этому пункту вы сможете перейти только после того, как испытаете всю палитру ощущений и составите собственное представление о месте. Именно так называемая Мечта приведет вас к конкретной разработке вашего проекта. Мечта в данном случае - утопическое представление того, что могло бы быть сделано на исследованной территории. Мечтать важно, это придает идее неповторимость, а ведь именно этого ждут от вас потенциальные заказчики! Им нужны идеи, которые не пришли в голову им самим, и которые они не смогли найти в других источниках. Идеи, не являющиеся результатом каких-то исследований, а исходящие непосредственно от вас. Таким образом, вы сами себя подвергаете утопическому мышлению и уже затем переходите к представлению своих идей.
3. Способ представления идеи
Безусловно, слова должны быть подкреплены какими-то изображениями – они могут быть выполнены с помощью совершенно разных материалов и техник, будь то акварель, карандаш и даже фотографии, может быть не самой местности, а похожих на нее ландшафтов. Главное, чтобы в представленных изображениях была осмысленность. А для этого вы можете использовать любые возможности, - даже добавить какой-то звуковой элемент или движение, танцевальное па, которое передает ваше ощущение. Главное, чтобы форма представления идеи подкрепляла ваше описание.
Эти три начальных этапа работы не самые легкие, скорее напротив. Непросто прийти в какое-то место, не будучи отягощенными какими либо предрассудками или сформированными заранее идеями. Выдвинуть какой-то идеальный, пусть утопичный проект для данной территории, а также передать ваш замысел другим.
4. Учет различных затруднений, которые представляет собой территория
Это могут быть экологические, рельефные и разные другие условия местности. На этой стадии вы осознаете, что из предложенных вами идей действительно удастся реализовать, а что нет. Таким образом, вы переходите к необходимой модификации вашей концепции. И этот этап вашей работы тесно связан со следующим.
5. Техническое оформление
Речь идет о необходимых расчетах. Именно на этой стадии возникает понимание, насколько по средствам заказчику тот или иной проект. Безусловно, для него всегда всё получается «чересчур дорого» - зная это, иногда можно немного завысить затратную часть в расчетах, чтобы затем была возможность сократить... Но заказчик обязательно захочет урезать еще и еще. Вам придется либо сокращать расходы на проект, сохранив лишь его идентичность и самобытность, либо целиком урезать стоимость всего проекта, что сконцентрироваться на какой-то его части. Самое главное - ни в коем случае не отказываться от идеи полностью, потому что она – самое важное звено вашей работы.
6. Создание сметы
Этот пункт очень важен, хотя мне он доставляет меньше всего удовольствия. Создание сметы предполагает проведение консультаций с различными организациями, предприятиями.
7. Выбор реализаторов проекта
Здесь мы начинаем выбирать те организации, с которыми будем в дальнейшем сотрудничать. Мы выносим наши идеи на широкое рассмотрение, организуем тендер и приглашаем всех к участию. На этой стадии всегда возникают сложности - всё завит от некоторых политических моментов. Например, когда планировался парк Андре Ситроена в Париже, я отдал свой голос в пользу определенной компании – реализатора проекта, это было мое полное право, которым я воспользовался. Эта компания не числилась в списке самых дешевых, исходя из стоимости услуг, однако имела определенный вес. И по тем требованиям, которые нами были представлены, эта компания предлагала высокое качество услуг. Однако, власти Парижа отказали мне в сотрудничестве с этой компанией и выбрали совершенно другую, качество услуг которой оставляло желать лучшего. Я пытался защитить свою позицию, но это не помогло. В то время я был наивен и не знал, что эта посредственная компания имела определенную связь с мэрией Парижа и была у них на хорошем счету. Безусловно, подобные нюансы в работе, когда не каждое слово проектировщика воспринимается объективно, создает дополнительные трудности в работе.
8. Осуществление работ
Бывает, что в процессе осуществления работ, мы приходим к выводу о необходимости внесения некоторых изменений, от которых проект мог бы выглядеть лучше. И в таком случае мы должны добиться того, чтобы заказчик согласился с данными изменениями и принял их. Это тоже непросто, если только вы не находитесь… в Японии. В этой стране идеолог проекта является его непосредственным реализатором, ему не препятствуют, позволяют прийти на место, расположить элементы дизайна по собственному усмотрению. Бюрократическая система Франции предполагает для подобного действия, которое в Японии производится свободно и быстро, 3-месячный срок - нужно писать бумаги в соответствующие инстанции, получать разрешение сильных мира сего и т.д. Поэтому, если во Франции мы хотим что-то поменять, сдвинуть с места, то стараемся делать это втихую. Судя по аплодисментам, вы понимаете, о чем я говорю.
9. Сдача объекта
Это уже не настолько важный пункт, как все вышеперечисленные, но существуют некоторые тонкости. Например, когда принимают дом, это подразумевает, что он полностью завершен, а когда принимают парк - это лишь начало. Мы должны просить изменение статуса, а также изменение в размерах гонораров, которые на данном этапе соответствуют гонорарам обычных архитекторов. Потому что у нас гонорары рассчитываются в процентном соотношении от общей стоимости работ на момент сдачи объекта. Но если мы экономно подходим к обустройству территории, и тратим мало, получается, что и прибыль будет невелика. Поэтому, ландшафтный архитектор должен получать не только процент от затрат на обустройство территории, но и за то качество проекта, которое в дальнейшем будет достигнуто. Кроме того, ландшафтному архитектору необходимо достаточное количество средств, для того, чтобы в дальнейшем следить за своим объектом и вносить необходимые коррективы. Как минимум, на протяжении 5 лет. Поэтому, статус должен быть изменен, но сегодня это не так. В России статут архитектора приравнивается к статусу ландшафтного архитектора? Нет? Ну что ж, значит мы в одной лодке.
Последние два пункта, касающиеся методологии проекта, следуют после его сдачи, и подразумевают дальнейшую работу по уходу за территорией.
10. Выбор подрядчика
Это выяснение, кто конкретно будет приходить и производить работы по уходу за объектом. Конечно, желательно чтобы этот человек или организация имели непосредственное отношение к данной территории. Худший вариант – предприятие, привлеченное со стороны, люди, которые просто приходят на время, чтобы выполнить какую-то работу. По моему мнению, те, кто привязан к местности, действительно проникается к ней чувствами и занимаются всеми работами осознанно и от души. Те, кого нанимают со стороны, ограничены во времени, они приходят с грубой техникой, чтобы ускорить процесс, часто используют токсичные химические препараты. Их можно сравнить с уборщиками в супермаркетах - их задача, чтобы все выглядело хорошо, а какими средствами это достигается - вопрос второй. Но опрятность и создание экологичных садов - совершенно разные вещи.
11. Трансформация пространства в долговременной перспективе
Перспектива может со временем поменяться, равновесие между освещенными и тенистыми участками тоже, но при этом концепция остается прежней. И если вдруг случается так, что текущие изменения, по истечении определенного промежутка времени, рискуют сдвинуть концепцию с ее основы, наступает время вмешаться в этот процесс...
Итак, на примере приведенных 11 пунктов вы видите, что первым трем пунктам можно посвятить достаточно небольшой промежуток времени, обычно несколько дней. Следующие пункты, до 9 - долгая перспектива и начиная с 9 - бесконечность, над этим можно работать постоянно...
Источник: [Ви повинні бути зареєстровані та підключені , щоб побачити посилання]
Фотографии предоставлены Жилем Клеманом и Мэтью Гонтье
Re: Методологические принципы создания и реализации ландшафтного проекта
Статья хорошая, но .... для более или менее опытного ландшафтника, ничего нового!
Что немного удивило - и там есть "откаты"
".....Однако, власти Парижа отказали мне в сотрудничестве с этой компанией и выбрали совершенно другую, качество услуг которой оставляло желать лучшего. Я пытался защитить свою позицию, но это не помогло. В то время я был наивен и не знал, что эта посредственная компания имела определенную связь с мэрией Парижа и была у них на хорошем счету...."
Что немного удивило - и там есть "откаты"
".....Однако, власти Парижа отказали мне в сотрудничестве с этой компанией и выбрали совершенно другую, качество услуг которой оставляло желать лучшего. Я пытался защитить свою позицию, но это не помогло. В то время я был наивен и не знал, что эта посредственная компания имела определенную связь с мэрией Парижа и была у них на хорошем счету...."
Sorbus- К-ть повідомлень : 83
Очки : 106
Репутация : 7
Дата регистрации : 22.07.2012
Re: Методологические принципы создания и реализации ландшафтного проекта
Согласен! Просто так сжато и понятно не все могут рассказать.
Re: Методологические принципы создания и реализации ландшафтного проекта
Очень даже не плохая статья. Спасибо!
forester- К-ть повідомлень : 77
Очки : 109
Репутация : 4
Дата регистрации : 17.07.2012
Схожі теми
» Авторские курсы ландшафтного дизайна
» АВТОРСКИЕ курсы ландшафтного дизайна
» Курсы ландшафтного проектирования от ГЛАУ
» Информация о деятельности Киевского ландшафтного клуба
» АВТОРСКИЕ курсы ландшафтного дизайна
» Курсы ландшафтного проектирования от ГЛАУ
» Информация о деятельности Киевского ландшафтного клуба
Все о деревьях , кустарниках и цветах :: Ландшафтный дизайн и озеленение :: Интересные статьи,новости, события
Сторінка 1 з 1
Права доступу до цього форуму
Ви не можете відповідати на теми у цьому форумі